Желание или необходимость?

19 июля депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении изменения в пенсионное законодательство РФ. Впереди – череда обсуждений, на основании которых изменения и сама их необходимость будут приняты во втором, а затем и в третьем, окончательном, чтении. Или отвергнуты. Во всяком случае, следующее заседание нижней палаты парламента, на котором будет обсуждаться и этот вопрос, назначено на 24 сентября.
Если депутаты поддержат изменения, то окончательно новый закон может быть принят в октябре 2018 года. А заработает механизм поэтапного повышения пенсионного возраста с 1 января 2019 года.


– Вопрос о том, повышать пенсионный возраст или не повышать, больше не стоит. После того как мы опубликовали данные по военным пенсионерам и выяснилось, что не в 2024 году у нас сравняется число работающих и число пенсионеров, а мы уже сейчас сравнялись, ясно, что вопрос повышения пенсионного возраста – это, к сожалению, уже не вопрос, это необходимость, – отметил глава комитета Госдумы Андрей Макаров.
Замминистра труда России Андрей Пудов заявил, что в случае принятия предлагаемых изменений возможным станет индексирование пенсий так, чтобы ее ежемесячный размер повышался примерно на 1000 рублей из года в год. Но россияне начнут выходить на пенсию позже: мужчины – в 65 лет вместо 60, женщины – в 63 вместо 55. Повышение должно происходить поэтапно: ежегодно будет увеличиваться срок выхода на заслуженный отдых на полгода.
Немного истории
Пенсия в каждую эпоху имела свой статус и перед ней ставили определенные цели и задачи. История пенсий пожизненного содержания уходит корнями в глубину веков. Впервые на государственном уровне военные пенсии были введены в Римской империи Гаем Юлием Цезарем. Историки утверждают, что эти первые в мире пенсии он платил своим постаревшим легионерам из собственных средств. Вообще-­то в разных странах изначально пенсии получали исключительно военные, да и то не все.
К примеру, в петровской России пенсии по старости полагались лишь морским офицерам. Указ императора гласил: «Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира».
Первоначально назначение пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, был отмечен особым расположением за заслуги. В дальнейшем пенсии стали подаваться под другим соусом – финансовым обеспечением приближенных монархов других стран, сегодня мы бы назвали такие платежи взяткой или изменой Родине.
В России такой «пенсией» отметился канцлер Елизаветы Петровны Алексей Бестужев, он регулярно получал ее от британского правительства. Но и Россия не оставалась в стороне – выплачивала аналогичные выплаты зарубежным политическим особам, например, таким, как Талейран, данные выплаты санкционировались царем Александром I.
В дальнейшем пенсионная система в России постепенно расширялась, включая в себя более обширные категории людей, которых сегодня называют бюджетниками: низших служащих, не имевших чинов, преподавателей государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеров и мастеров, а с 1913 года – рабочих государственных предприятий и железных дорог.
В целом пенсионное обеспечение в дореволюционной России охватывало весьма незначительную часть общества (не более нескольких процентов населения пенсионного возраста). При этом реальную возможность «жить на пенсию» имели лишь бывшие государственные служащие.
С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии, пенсия вместо оттенка избранности и отличия постепенно приобретала ярко выраженный социальный аспект.
Первые в мире государственные пенсии появились более 100 лет назад, в 1889 году, в Германии при канцлере Бисмарке. Это была первая организованная государством система пенсий по возрасту работников, занятых в частном секторе. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах.
Большинство западноевропейских стран сформировало системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию, а датская, введенная в Англии, – на ограничение бедности.
После Октябрьской революции, в двадцатых годах, перед правительством был поставлен вопрос о разработке пенсионной системы, которая должна быть основана на старости, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. По первым советским законам такого рода, принятым на рубеже 20­х и 30­х годов прошлого века, право на такую пенсию, однако, имели тоже не все. И именно тогда были установлены действующие до сих пор сроки выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. При том, что средняя продолжительность жизни в те времена была значительно меньше.
За последние два десятилетия Россия реформировала систему пенсионного страхования, но сохранила прежний «советский» возраст выхода на пенсию, который по мировым меркам считается рекордно низким. При этом проблема старения населения стоит для России так же остро, как и для других стран.

Общий тренд
Пенсионный возраст в разных странах устанавливается по-­разному и постоянно растет. В Британии и Польше уже скоро заслуженный отдых будет положен только с 67 лет. В США планируется резко повысить пенсионный возраст – с 65 до 69 лет. Франция собирается довести возможность выхода на пенсию до отметки в 62 года. Позже всех на заслуженный отдых будут уходить жители Албании: мужчины – в 69,5, а женщины – в 64,5 года.
Среди близких нам по условиям жизни евразийского пространства и Восточной Европы, за исключением Узбекистана, повысили пенсионный возраст практически все страны. В Молдавии и Азербайджане он составляет для мужчин 65 лет. Украина обещает повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет. Эти изменения должны произойти к 2021 году. В странах Прибалтики к 2025–2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет. В Республике Беларусь возраст выхода на пенсию обоих полов с 2017 года будет ежегодно повышаться на шесть месяцев, к 2022 году он достигнет 63 лет у мужчин и 58 – у женщин. А в Казахстане в результате реформы возраст выхода на пенсию у мужчин и женщин сравняется до 63 лет к 2027 году.
Таким образом, реформа пенсионного законодательства (в первую очередь повышение возраста выхода на пенсию) отнюдь не является некоей «новой идеей», в которой Россия стала бы экспериментатором и первопроходцем. Наоборот: по этому пути, и давно уже, движутся все цивилизованные страны, в том числе и ныне самостоятельные бывшие братские республики. Понятно, что мера эта вынужденная и именно в странах цивилизованных, в тех, где продолжительность жизни постоянно растет, демография весьма далека от прежней и, как следствие, – постоянно повышается доля населения пенсионного возраста.
Вот и получается, что мы в вопросе повышения пенсионного возраста, как говорится, позади планеты всей. И откладывать его решение дальше некуда. Говоря научным языком, к тому нас призывает объективная необходимость, продиктованная глобальными демографическими изменениями в мире, потребностями современной экономики, изменением качества жизни и, как следствие, – ростом ее продолжительности, продлением репродуктивного и трудоспособного возраста людей. Как бы ни трудно было это признать. Впрочем, не следует забывать, что проект поправок в пенсионное законодательство в России пока еще находится в стадии обсуждения и наверняка претерпит корректировки. Возможно – значительные.
Виктор НИКИТИН

https://vedtver.ru/news/society/zhelanie-ili-neobkhodimost/

Новости ВРФ