Региональные электоральные эксперты приступили к мониторингу хода избирательной кампании по выборам Президента России

В региональном штабе общественного наблюдения состоялось обсуждение  доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024 года» (Доклад НОМ).

В Докладе НОМ дан развёрнутый анализ готовности избирательной системы страны и института общественного контроля к выборам Президента Российской Федерации в марте 2024 года. Основной акцент сделан на эволюцию института гражданского независимого наблюдения и контроля за выборами в целях обеспечения законности и легитимности избирательного процесса, отражения организационных и информационных угроз.

Региональная экспертная группа штаба поддержала принципиальные выводы Доклада НОМ:

 

  • в Российской Федерации обеспечены необходимые условия для успешного проведения выборов Президента России в 2024 году;
  • установлены единые непротиворечивые правовые требования для всех участников выборов;
  • создана прозрачная и понятная система гражданского контроля за соблюдением требований законодательства в ходе выборов, голосования и подсчета голосов;
  • в ходе выборов будут применяться только проверенные и удобные формы организации процесса голосования, востребованные избирателями: многодневное голосование, голосование по месту пребывания, видеонаблюдение, электронное голосование.

 

Рассадин Сергей Валентинович — эксперт регионального штаба наблюдения, доцент кафедры политологии Тверского государственного университета, кандидат философских наук:«Проанализировал доклад Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам Президента Российской Федерации 2024 года», который ранее был представлен на площадке МИА «Россия сегодня». Как специалист, занимающийся электоральными процессами в современной России, хочу отметить высокий профессиональный уровень его авторов, отражающийся как в логически выверенной структуре доклада, отвечающей основным компонентам начавшегося избирательного процесса, так и в целостности и полноте проведенного экспертами анализа.

Юридически выверенная и предельно актуальная экспертиза готовности избирательной системы Российской Федерации к выборам Президента РФ в значительно усложнившихся условиях демонстрирует, по мнению авторов доклада, ее устойчивость к весьма непростым вызовам, инспирируемым со стороны так называемого «коллективного Запада». Комплексный анализ всех юридических и организационных новелл предстоящих выборов в тоже время показывает способность нашей электоральной системы к быстрым и качественным изменениям в ответ на эти вызовы, причем с четким соблюдением фундаментальных избирательных прав граждан России.

Большое внимание авторы доклада уделяют оценке готовности системы общественного контроля за выборами. Подробный анализ действующей у нас модели независимого общественного наблюдения за выборами отражает крайнюю значимость данного политического инструмента, что обусловлено как расширившимися избирательными технологиями (прежде всего, ДЭГ), так и очевидными попытками делегитимизации предстоящих выборов. Отдельно хочу отметить, что авторы доклада не ограничились представлением результатов собственного анализа, но и разработали четкие рекомендации, направленные на совершенствование процесса подготовки к проведению президентской кампании».

Антонова Нана Алиевна — эксперт регионального штаба наблюдения, заведующий кафедрой конституционного, административного и таможенного права юридического факультета ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», доктор юридических наук: «Ассоциация НОМ очень ответственно подошла к исследованию, анализу системы осуществления общественного контроля за избирательным процессом. Положительно оценив подготовку избирательных комиссий, обеспечивающих выборы,авторы при этом отметили важность независимого общественного контроля. На начальной стадии подготовки выборов НОМ оценивает состояние и устойчивость нашей избирательной системы очень высоко. Главное, чтобы в ходе проведения выборов система устояла в случае внешнего воздействия. Вот здесь как раз эффективный общественный контроль должен проявить себя в полную силу и осуществлять контрольные мероприятия не только в отношении органов, обеспечивающих выборы, но и в отношении иных участников избирательного процесса.

Начавшаяся в Тверской области подготовка общественных наблюдателей акцентирована на выработке практических навыков противодействия  информационным угрозам и предупреждения нарушений избирательного законодательства, избирательных прав граждан. Портфель кейсов, рассматриваемых на образовательных семинарах, насчитывает около 50 реальных ситуаций в УИК, которые встречались в практике общественного наблюдения с 2018 года. Кандидаты в общественные наблюдатели заинтересованно учатся способам оценки нарушений и их влияния на результаты выборов, предупреждения и реагирования на возможное деструктивное поведение участников выборов в УИК и территориях, к ним примыкающим».

Яковлева Наталья Григорьевна — эксперт регионального штаба наблюдения, доцент кафедры уголовного права и процесса юридического факультета ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», кандидат юридических наук: «В Российской Федерации стартовала избирательная кампания по выборам  Президента Российской Федерации. В условиях беспрецедентного санкционного и информационного давления на нашу страну крайне важно обеспечить эффективный общественный контроль за процедурой подготовки и проведения выборов на всех этапах кампании. В этой части Доклад НОМ является добротной методологической основой для электоральных экспертов, тренеров-преподавателей, работающих на образовательных семинарах для наблюдателей. Их качественная подготовка необходима для того, чтобы в процессе осуществления своей деятельности наблюдатели могли компетентно, со знанием особенностей законодательства о выборах, накопленным личным практическим опытом наблюдения за выборами сопровождать избирательную кампанию.

Общественные наблюдатели, прошедшие серьезную подготовку, изучившие соответствующие нормативно-правовые акты, хорошо разбираясь в процедуре выборов, способны проследить за соблюдением легитимности голосования, грамотно и оперативно отреагировать на случаи нарушения избирательного законодательства. В Тверской области многодневное голосование процедурно отработано общественными наблюдателями на местных выборах в 2022 и 2023 годах, его особенности понятны общественным наблюдателям. Полагаю, что система общественного наблюдения справится с предстоящей работой».

В тверском регионе будут развёрнуты все направления общественного контроля за выборами: наблюдение на избирательных участках, вне помещений для голосования, видеофиксация и видеонаблюдение, публичная экспертиза, мониторинг СМИ и социальных сетей, работа с обращениями граждан.

Региональный штаб наблюдения, рабочие группы в нём созданные, готовы оперативно оценить и профессионально отреагировать на любое отклонение от законногохода выборов – будь то нарушение закона или провокация, деструктивное поведение кого-то из участников избирательной кампании, распространение недостоверной информации, манипулирование общественным мнением.Независимость и объективность при этом — основные принципы гражданского контроля на выборах.

Новости ВРФ